Логитип Rediska

Тариэл Васадзе: как грузин угробил украинский автопром свои «УкрАвто». ЧАСТЬ 1

Именно этот человек виноват в том, что Украина так и не стала выпускать собственные современные автомобили, на которых было бы не стыдно въехать в Европу.

Тариэл Васадзе: как грузин угробил украинский автопром свои «УкрАвто». ЧАСТЬ 1 - фото

Именно этот человек виноват в том, что Украина так и не стала выпускать собственные современные автомобили, на которых было бы не стыдно въехать в Европу. Именно он прямо причастен к тому, что почти двадцать лет украинцы платили огромные пошлины за ввозимые иномарки и переплачивали в полтора-два раза за собиравшиеся на ЗАЗе «Ланосы». Зовут его Тариэл Васадзе, украинский автомобильный олигарх, который своими мошенническими схемами фактически уничтожил Запорожский автозавод. Размер его состояния столь велик, что журналы путаются в его оценке: от сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов. И это не мудрено, ведь Васадзе умел хорошо прятать свои нечистые деньги еще тогда, когда руководил автосервисом в УССР…

Мафия Автосервиса

Васадзе Тариэл Шакрович родился 15 октября 1947 года в Грузинской ССР, в селе Супса Ланчхутского района (Колхида), расположенном всего в пяти километрах от моря. Для всех украинцев Васадзе – грузин, однако, как известно, эта национальность такая же «сборная», как и украинцы или русские, даже в ещё большей степени: в неё объединены полтора десятков народностей, различающихся между собою не только наречием (а то и языком), но и происхождением (вплоть до разных гаплогрупп). Впрочем, сегодня это интересно лишь этнографам. Зато ходящие среди украинцев слухи о том, что Тариэл Васадзе не грузин, а грузинский еврей (как Александр Нареклишвили), привлекают уже сторонников теорий политических заговоров. Впрочем, авторы этих слухов, похоже, не в курсе, что в Грузии даже евреи делятся на две этнические группы: эбраилы — коренные, живущие там с античных времен, и ашкенази  — появившиеся в Грузии после её присоединения к России в XIX веке.

В отличие от родителей Давида Жвании или Михаила Саакашвили, мать и отец Васадзе не принадлежали к грузинской столичной советской элите. Но и совсем простыми, по грузинским меркам, назвать их было нельзя. По крайней мере, они смогли «отмазать» своего сына от трехлетней службы в армии. Этот вывод можно сделать из биографии Тариэла Васадзе: после окончания средней школы он до осени 1966 года работал (или числился) автослесарем в родном колхозе «Хидмагала», а затем отправился на учебу в Киевский Автомобильно-дорожный институт. По окончанию которого он сделал себе очень хорошую карьеру в советском автосервисе, но не в родной Грузии, а в УССР. Васадзе остался жить и работать в Киеве, и в 1971-1982 г.г. прошел путь от инженера и старшего мастера до директора станции техобслуживания (СТО), а потом до заместителя директора объединения «КиевАвтотехобслуживание». А следующие десять лет Васадзе уже сидел в кресле заместителя начальника, а потом и начальника республиканского управления объединения «Автотехобслуживание».

Работа в советском автосервисе относилась к разряду «блатных мест». Даже простой механик был там фигурой столь же уважаемой, как и заведующий мясным отделом гастронома. Ну а с директором СТО за руку здоровались секретари райкомов и заведующие баз, ремонтировавшие у него свои личные автомобили. Что же до руководителя республиканского «Автотехобслуживания», то это вообще был уровень коррупции, недосягаемый для простых смертных. Поэтому вопрос о том, как простой парнишка из грузинского села достиг таких высот в чужом для него городе, до сих пор остается открытым. Сам же Васадзе о тех временах рассказывает кратко и уклончиво. А что говорят о нем в народе?

Главным залогом успеха Васадзе был его врожденный талант смачно целовать нужную задницу. Талант сей заключается не в подобострастной угодливости, вызывающей лишь брезгливость вышестоящих персон, а в умении располагать к себе, заинтересовать, сдружиться, оказать полезную услугу или организовать приятный досуг. В качестве последнего Васадзе использовал охоту на кабанов и косуль в лесах под Киевом, в том числе заповедных. Но тогдашняя охота была не пьяным браконьерским беспределом в стиле «новых украинцев», а тщательно организованным мероприятием с участием егерей и разной челяди, позже (в 90-х) для неё даже создали охотничье хозяйство с питомников для дичи. Вот так Васадзе близко сдружился со многими представителями киевской элиты, некоторые из которых затем заняли должности в правительстве уже независимой Украины.

Но это были 80-е, когда директор автосервиса уже твердо стоял на ногах. А вот ранее, в 70-х, по информации источников SKELET-info, большую роль в карьере Васадзе сыграли преступные сообщества его земляков: грузинские «воры в законе» и этнические ОПГ грузин, осевших в Киеве и других городах Украины. О подробностях их совместных делишек сегодня могут рассказать разве что несколько доживших до маразма оперов Щелокова, но кое-что сохранилось в народной памяти. Например, поговаривали, что автосервис Васадзе якобы был причастен к грузинской «автомафии», занимавшейся угонами машин. Часть таких автомобилей сразу отгоняли в СТО, где их принимала «ночная смена» и либо разбирала на комплектующие (потом эти «дефицитные детали» ставили на машины клиентов), либо перебивала-перекрашивала. Кроме того, имеется информация о том, что в советское время «мафия автосервиса» участвовала в больших схемах, когда угнанные автомобили почти официально перевозили из разных регионов СССР на Кавказ, мимо «зевающих» постов ГАИ.

Вот с тех самых времен, утверждают источники SKELET-info, Тариэл Васадзе и водит тесную дружбу с грузинскими «ворами в законе». Среди его близких товарищей называли Антимоза Кухилаву и Теймураза Фарояна (Тэко), поговаривали даже, что он был знаком с самим Дедом Хасаном. Украинские СМИ однажды сообщили, что Васадзе оказывал финансовую помощь грузинским этническим ОПГ. Однако имеется и куда более любопытная информация: известно, что «воры в законе» вкладывали криминальные деньги (даже «общаки») в легальный бизнес, в том числе в виде доли в компаниях своих доверенных друзей-предпринимателей. И тут возникает логичный вопрос: а не являлись ли Антимос и другие «коронованные воры» компаньонами Васадзе, в том числе по его «УкрАвто»?

 

Империя «УкрАвто»

Среди товарищей-охотников Васадзе были и советский городской голоса Киева Валентин Згурский, и начальник Госплана Витольд Фокин (он же первый украинский премьер), и первый украинский президент Леонид Кравчук, так что проблем с переходом на рельсы рыночной экономики у директора республиканского «Автотехобслуживания» не было. Уже в 1989 году он создал на его базе арендное предприятие «Автосервис» (25 областных предприятий, 7 региональных центров, 28 СТО и 90 автомагазинов), которое стало официально драть «рыночную цену» и класть прибыль карман «арендаторов». А в 1992-м, быстро подмахнув в правительстве все необходимые бумажки, Васадзе окончательно «прихватизировал» его, превратив в ОАО «Украинская автомобильная корпорация («УкрАвто»), ставшую основой его бизнес-империи. Стоит отметить, что это была беспрецедентная на тот момент приватизация, ведь «акционировалось» не одно предприятие, а сразу целая сеть СТО и сопутствующих предприятий по всей Украине. Поэтому Тариэл Васадзе стал хозяином впечатляющего списка предприятий, среди которых выделяются более двух десятков региональных подразделений «УкрАвто»:

ОАО «Корпорация УкрАвто» ОАО «АТП «Атлант» ОАО «Луганск-Авто» ОАО «Донецк-Авто» Павлоградская СТО-9 Никопольская СТО АО «ДАС» ОАО «Кривой Рог-Авто» Ялтинская СТО ОАО «Керчь-Авто» ОАО Севастопольская «Таврия-Авто» ОАО «Херсон-Авто» АО «АВТО» ОАО «Харьков-Авто» ЗАО «Автоцентр на Кольцевой» ОАО «Днепропетровск-Авто» ЗАО «Автоцентр на Столичном» ОАО «Закарпатье-Авто» ООО «Объединенные транспортные технологии» ЗАО «Запорожье-Авто» ОАО «Автоальянс-ХХІ век» ОАО «Сумы-Авто» ДАСП «Кременчуг-Автосервис» ОАО «Полтава-Авто» ОАО «Кировоград-Авто» СП АД «Одесса» ОАО «Винниччина-Авто» ОАО «Лыбидь-Авто» ОАО «Петровка-Авто» ОАО «Универсал-Авто» ОАО «Экспресс-Авто» ОАО «Киев-Авто» СП «Ниссан-Украина» СП «Автосаммит» СП «Автомобильный дом «Украина»  Торгово-диагностический центр «Авто» ОАО «Бровары-Авто» ОАО «Житомир-Авто» ОАО «Хмельнитчина-Авто» ОАО «Буковина-Авто» ОАО «Ровно-Авто» ОАО «Волынь-Авто» ОАО «Тернополь-Авто» ОАО «Ивано-Франковск-Авто» ОАО «Львов-Авто» ОАО «Закарпатье-Автосервис» ОАО «Чернигов-Авто» ОАО «Черкассы-Авто»  ОАО «АвтоЗАЗ» ОАО «Фастов-Авто» Варшавская автомобильная фабрика «Fabryka Samochodow Osobowych» Корпорация «Страховая группа «Гарант» ЗАО СК «Европейское туристическое страхование» ОАО «Generali Garant Страхование» (43%) ЗАО «Generali Garant Страхование Жизни» (49%) ООО «Гарант-Ассистанс» АКБ «Гарант» АКБ «Брокбизнесбанк» Ресторан «Первак» Совместно с Левом Парцхаладзе и Андреем Миргородским: ООО «Квадрат-Европейская площадь» ООО «Квадрат-Шулявка» ООО «Квадрат-Бессарабский квартал» ООО «Швидко-Украина» ООО «Лядские ворота»

Техническое обслуживание автомобилей и сегодня остается одним из направлений деятельности «УкрАвто», хотя на этом поприще конкуренты теснят его с середины 90-х, после того как автомастерские стали расти во всей Украине, как грибы. И выдерживать эту конкуренцию «УкрАвто» непросто, поскольку отношение к работе и клиентам у компании осталось прежнее, советское. А то и гораздо хуже, о чем можно было узнать из многочисленных отзывов возмущенных клиентов. Вот, например, несколько мнений киевлян об СТО «Автоцентр» на Московском проспекте 22 (ныне – проспект Бандеры):

 

Васадзе Васадзе Васадзе

Если бы Васадзе продолжал заниматься лишь ремонтом автомобилей, он вскоре бы прогорел даже с поддержкой своих многочисленных высокопоставленных знакомых. Но коньком его «УкрАвто» является не ремонт, а продажа автомобилей: на протяжении многих лет компания остается крупнейшим автодилером Украины, занимая 25-30% рынка. Заодно она была крупнейшим отечественным автопроизводителем – с тех пор, как в 2002 году приобрела контрольный пакет акций Запорожского автозавода. Была, пока жадность Тариэла Васадзе фактически угробила и украинский ЗАЗ, и польский «FSO».

Аферы «отечественных производителей»

В 1991 году в Украине было два предприятия, выпускавших легковые автомобили отечественной разработки: Луцкий (ЛуАЗ) и Запорожский (ЗАЗ). Сначала по ним ударила гиперинфляция, уничтожившая накопления украинцев, а затем массовый ввоз иномарок. Даже старые «опели» и «фольсквагены» были куда мощнее, качественнее и привлекательнее «Таврии» — разработанной, кстати, еще в начале 70-х, но запущенной в производство лишь в конце 80-х. За специфические мини-джипы ЛуАЗа и речи не было, так что этот завод пал первым, поглощенный корпорацией «Богдан» Петра Порошенко и его компаньона Олега Гладковского-Свинарчука. ЗАЗ продолжал выкарабкиваться, пытаясь привлечь инвесторов. И они действительно появились в 1996-м, когда украинским предприятием заинтересовались американские General Motors и Ford, а также французский «Фиат», немецкие Volkswagen и Mercedes. Но их инвестиционные проекты (реконструкция ЗАЗа или строительство новых заводов) были отвергнуты. Официально потом всё списали на козни Павла Лазаренко, в кулуарах же говорили, что против инвесторов восстали украинские автодилеры – в том числе «УкрАвто». Еще бы, ведь прямое производство и продажа «с конвейера» популярных иномарок сломало бы им весь бизнес, эти посредники оказались бы просто не нужны.

Сергей Варис, для SKELET-info

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…